05.07.2018 17:05
Аналитика.
Просмотров всего: 32498; сегодня: 2.

Ученые КФУ изучали способы, повышающие мотивацию к изучению второго иностранного языка

Ученые КФУ изучали способы, повышающие мотивацию к изучению второго иностранного языка

Результаты исследования опубликованы в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae.

Статья "Improving student motivation for learning the second foreign language", опубликованная в научном журнале первого квартиля (Q1) XLinguae, посвящена проблеме мотивации студентов к изучению второго иностранного языка. Исследование описывает нововведения в практике преподавания иностранного языка в связи с реформированием российского образования и трудности, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения.

В современном мире трудно переоценить роль знания языков для качества жизни человека и его профессионального развития. Поэтому и родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы дети изучали не один, а несколько иностранных языков. Но заинтересованы ли в этом сами учащиеся? От чего это зависит мотивация к изучению языков? Как можно повлиять на мотивацию учащихся?

Отвечая на эти вопросы, группа ученых из Вятского государственного университета, Российского экономического университета им. Плеханова и Института психологии и образования КФУ в течение 2016-2017 года проводили эмпирическое исследование в двух регионах России: Республике Коми и Кировской области.

Соавтором статьи выступила доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Чулпан Громова. Она рассказала, что задача, которую они поставили перед собой, заключалась в том, чтобы определить уровни мотивации школьников для изучения второго иностранного языка, а также разработать и апробировать систему заданий для таких студентов.

– Изучение двух иностранных языков в школе – стандартная практика для большинства европейских школ, но в России введение еще одного иностранного языка и необходимость улучшения мотивации студентов для изучения этого языка вызывает значительные сложности.

Опираясь на приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года, ожидается, что все российские школьники будут вовлечены в процесс изучения второго иностранного языка к 2020 году. В более долгосрочной перспективе в 2022 году выпускники школ будут сдавать Единый государственный экзамен по иностранному языку в качестве обязательного наряду с русским языком и математикой.

В то же время анализ системы образования в Кировской области показал, что сегодня только 97 образовательных учреждений региона предлагают два или более иностранных языка, что составляет 20,86% от общего числа школ в регионе.

- Опыт показывает, что подростки, в большинстве случаев, смотрят на языки как на трудный и скучный предмет и стараются отказаться от предмета, который ошибочно воспринимается как бесполезный. Роль учителя заключается в косвенном влиянии на мотивацию, создании основы и условий, благодаря которым учащиеся становятся лично мотивированными к изучению учебного материала, – пояснил Чулпан Громова.

В школах, имеющих некоторый опыт обучения второму иностранному языку, ощущается настоятельная потребность в разработке научно-обоснованных подходов к обучению второму иностранному языку.

– На первом этапе исследования мы изучали опыт преподавателей иностранных языков, которые учат двум или более языкам, – пояснила Чулпан Раесовна. – 138 девятиклассников, изучающих немецкий язык как второй иностранный, приняли участие в опросе на выявление уровня мотивации.

На втором этапе учеными были разработаны и опробованы методы повышения мотивации для изучения второго иностранного языка. На третьем этапе ученые выявляли эффективность используемых методов и условий повышения мотивации.

– В ходе формирующего эксперимента мы разработали систему задач и заданий для улучшения мотивации школьников для обучения немецкому языку с учетом их существующего уровня мотивации, который должен определять задачи, содержание и типы работы учителя. Набор задач и заданий разрабатывался для индивидуальной или групповой работы и фронтальной работы, - пояснила Чулпан Раесовна.

В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика учебной мотивации — это можно рассматривать как доказательство эффективности разработанного научного методологического подхода к развитию мотивации школьников к изучению второго иностранного языка, а именно разработанных заданий, системы оценивания и применяемых форм работы.

– В ходе исследования нами был обоснован научный и методологический подход к развитию мотивации школьников для обучения второму иностранному языку. Его суть заключается в индивидуальной поддержке, помощь учителя в поддержке ученика в соответствии с уровнем мотивации учащегося, – уточнила итоги исследования ученый. – Был разработан набор заданий для организации индивидуальной и групповой работы, направленный на развитие их мотивации.

Исследование имеет практическое значение для учителей любого, в том числе и второго, иностранного языка, поскольку они могут использовать данные в качестве основы для разработки системы заданий, что позволит повысить мотивацию к изучению и первого, и второго иностранного языка.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
15.04.2024 17:21 Консультации
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд России (СФР) смог правильно начислить тариф взноса на «травматизм». Он считается по коду ОКВЭД, по которому получена наибольшая доля выручки за прошлый год. У ИП это...
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
15.04.2024 17:01 Новости
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
У Обелиска славы на горе Митридат прошёл митинг, посвящённый 80-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба администрации Республики Крым. В торжественной церемонии приняли участие глава муниципального образования Ольга Солодилова, глава администрации...
Халактырский пляж на Камчатке - в топ-100 лучших в мире
15.04.2024 12:39 Аналитика
Халактырский пляж на Камчатке - в топ-100 лучших в мире
Большинство пляжных рейтингов основано на визуальной привлекательности территории. Beachatlas представила рейтинг, который выходит за рамки традиционного. Без сюрпризов не обошлось: в топ-100 вошел российский пляж, не самый близкий и доступный большинству туристов...
К годовщине окончания Венской наступательной операции
15.04.2024 09:04 Новости
К годовщине окончания Венской наступательной операции
Первоначальный замысел наступления на венском направлении Ставка Верховного Главнокомандования изложила в директиве от 17 февраля 1945 г. Однако реализовать его в связи с резко изменившейся обстановкой так и не удалось. В последней декаде февраля немецкие войска ликвидировали плацдарм 7-й...
Снос памятников - это культурный терроризм
13.04.2024 16:28 Новости
Снос памятников - это культурный терроризм
11 апреля 2024 года, в День освобождения узников фашистских концлагерей в штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии в Москве состоялась 25-я сессия Международного общественного форума по сохранению памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войне: «Спасём Алёшу». Ассамблея народов Евразии и...